148 1
Дискуссия25 октября 2012
«Современное искусство и новые масс-медиа в Беларуси»
В кафе «Дом Фишера» 25 октября 2012 г. прошла дискуссия «Современное искусство и новые масс-медиа в Беларуси». Участники: Антон Кашликов и Инга Линдоренко (34mag.net), Яся Королевич-Картель и Ольга Мельгуй (CityDog.by), Сергей Шабохин (ArtAktivist.com), Юрий Сидун (Generation.by) и Татьяна Артимович (pARTisanmag.by).

Pages

В кафе «Дом Фишера» 25 октября 2012 г. прошла дискуссия «Современное искусство и новые масс-медиа в Беларуси».

Участники: Антон Кашликов и Инга Линдоренко (34mag.net), Яся Королевич-Картель и Ольга Мельгуй (CityDog.by), Сергей Шабохин (ArtAktivist.org), Юрий Сидун (Generation.by) и Татьяна Артимович (pARTisanmag.by).

Модератор:
Ольга Шпарага («Новая Еўропа»)

Ольга Шпарага: Сегодняшняя наша дискуссия посвящена взаимодействию современного искусства в Беларуси и тех новых ресурсов, которые работают с культурной проблематикой, так или иначе сталкиваются с современным искусством. Мы пригласили редакторов и представителей различных порталов, чтобы обсудить, как протекает и мог бы протекать процесс взаимодействия современного искусства и масс-медиа. Начать можно с вопроса: заинтересованы ли представители ресурсов, в принципе, в том, чтобы продвигать современное искусство, обращаться к нему? Как они видят эту свою работу?

Антон Кашликов (34mag.net):
Конечно, заинтересованность есть. Если вы просмотрите наши публикации, заметите, что мы внимательно относимся к теме беларусской современной культуры. Основная наша задача – это направлять и информировать людей. То есть показывать то, на что нужно обратить внимание. Если происходят интересные события, выставки, мы стараемся интересно нашему читателю эту информацию подавать.

Ольга Мельгуй (CityDog.by): У нас немного потребителей современного искусства, и чтобы продвинуть одну или другую тему, связанную с современным искусством, часто приходится думать, как заинтересовать читателя. Хотя, в принципе, это должны делать сами художники.

О.Ш.: Можно в таком случае зафиксировать в качестве проблемы то, что художники недостаточно делают для привлечения к себе внимания масс-медиа?

Сергей Шабохин (ArtAktivist.com):
Вы говорите, что художники в Беларуси сами виноваты в том, что о них не пишут. Это абсурд, согласитесь, это не их работа. Однако же если говорить о Беларуси, то инициативы в сфере культуры часто исходят именно от художников. И это характерная черта, которая отличает Беларусь от других стран, где такие инициативы проявляют, например, кураторы, менеджеры и т.д. Художник Артур Клинов создал альманах «pARTisan», Руслан Вашкевич – серию различных событий и дискуссий, я запустил «ArtAktivist», Марина Напрушкина проявляет множество инициатив и т.д. Хотя, в принципе, художники должны заниматься искусством, а продвижением искусства занимаются другие.

art-media-4.jpg
Сергей Шабохин


Юры Сідун (Generation.by):
Мы бачым сваёй задачай прыцягваць увагу аўдыторыі да самых цікавых з’яваў мастацтва ці выцягваць з кантэксту сучаснага беларускага мастацтва такія цікавыя з’явы, якія знойдуць водгук у нашай аўдыторыі. Не пагаджуся з тым, што мастацтва ў Беларусі дрэнна сябе прапаноўвае, часам аж занадта настойліва. І ва ўсёй гэтай плыні інфармацыі натуральная роля медыяў – выцягванне на паверхню тых рэчаў, якія найбольш імпануюць канкрэтнаму сайту. Generation.by цікавяць мастакі, якія маюць грамадскую адказнасць, арыентуюцца не толькі на забаўляльнасць, але ствараюць сацыяльны мэсыдж, магчыма, правакацыйны.

С.Ш.: Порталы «ArtAktivist» и «pARTisan», в отличие от других представленных здесь медиа, не то что заинтересованы, но нацелены на продвижение современного искусства. Я не могу с уверенностью сказать, что для нас важна популяризация беларусского искусства, ведь мы являемся узкоспециальным ресурсом для своего часто ограниченного арт-сообщества и малоинтересны массовому читателю. Кроме продвижения, конечно, важнейшей задачей является информирование, создание более открытой информационной ситуации, касающейся различных аспектов современного искусства. Также для «ArtAktivist’а» важна архивация того, что уже сделано: событий, имен, выставок, каталогов, работ и прочего. Чтобы любой специалист от искусства мог обратиться к архивам нашего ресурса и работать с этими материалами в своих исследованиях. Это отличает нас от других порталов, где в большей степени присутствует популяризация. А такие молодежные ресурсы, как 34mag.net и KYKY.org, рассматривают современное искусство как часть life style, служащую для привлечения молодых людей.

О.Ш.: Сергей Шабохин обратил внимание на то, что разные ресурсы выполняют разные задачи. Например, Generation.by и 34mag.net, скорее, заняты информированием и популяризацией, в то время как «ArtAktivist» стремится расширить смысловое пространство современного искусства, возможности присутствия современного искусства в социальном пространстве за счет углубления его смыслов, рассказа о разных его аспектах, архивации.

Инга Линдоренко (34mag.net): Хочу добавить, что нам интересен художник с точки зрения не только той работы, которую он создаёт, но и той среды, в которой он творит. Это позволяет обратиться к контексту, в котором мы живем, вскрыть многие вопросы, которые не видны с первого взгляда. Также значительная часть художников и артистов, о которых мы пишем, исключена из официальной информационной среды. Нам важно быть их голосом.

Татьяна Артимович (pARTisanmag.by): Здесь я представляю портал pARTisanmag.by, который, мы надеемся, запустится в ближайшее время. Говоря о том, какой аспект современного искусства интересовал и интересует «pARTisan», я бы до конца не согласилась с Сергеем, который сказал, что у «ArtAktivist’а» и «pARTisan’а» задачи похожие. Во-первых, потому что «pARTisan» пишет не только об искусстве, но о современной беларусской культуре в целом. Во-вторых, когда в 2002 году журнал создавался, главным его концептом стала идея «партизана» как того, кто пытается отстоять свое право на культурную автономию, сопротивляясь официальному государственному дискурсу. И тогда был сделан акцент на неофициальном современном искусстве, которое на тот момент в Беларуси было маргинализировано. «pARTisan» стал площадкой для тех авторов, которым не было места в официальном культурном поле. Но прошло 10 лет, и мы уже не просто говорим о доступности современного искусства в Беларуси и даже появлении его форм в официальном искусстве, но даже о его консьюмеризации. Поэтому прав, как мне кажется, Валентин Акудович, который в интервью для юбилейного номера журнала, который мы готовим, рассуждая о дальнейшей судьбе «pARTisan’а», сказал, что нужно решить, что сегодня является партизанским искусством, на что должен опираться «pARTisan», кому сопротивляться. То есть, да, для «pARTisan’а» важно качество искусства. Но оно не интересует журнал в чистой своей форме. Для нас важнее то, что выделили представители других порталов, важна его провокационность, яркий автор, контекст, в котором автор находится или который создает.

О.Ш.: Мы отметили важную вещь, что современное искусство рассматривается в связи со средой его формирования, а также, что для ряда ресурсов важной является задача продвижения именно неофициального искусства. А каким ваши ресурсы видят современное искусство, чтобы с ним интереснее было взаимодействовать?

А.К.: Нам интересны люди с характерами и историями. Соглашаюсь с Юрием, что желательно, чтобы в том проекте или художнике, о котором мы пишем, был некий посыл. Мы не пишем о художнике только потому, что его работа чем-то завораживает. Должен быть смысл, который читается или не читается, что еще лучше, и об этом нужно писать и в этом разбираться. У меня нет специального арт-образования, и, конечно, выбор героев – это еще и мой личный вкус.

С.Ш.: Сейчас «ArtAktivist» совместно с 34mag.net затеяли диск, который будет посвящен молодому фронту беларусского искусства. Там будут представлены портфолио молодых художников, чей возраст не превышает 35 лет и чья стратегия, на наш взгляд, дерзкая и яркая. Несмотря на то, что все говорят, что молодого искусства в Беларуси нет, на диске будет представлено 25 авторов, а еще многие не вошли в него по разным причинам.

Т.А.: Да, и это как раз то, чем могут заниматься медиа: создавать контекст вокруг автора. Приведу пример: совместный проект «Е-Кафе» и 34mag.net по презентации пьесы Павла Пряжко «Я свободен». Вскоре после этой дискуссии в Центре беларусской драматургии на малой сцене состоялась премьера пьесы Пряжко «Урожай» (реж. Т. Ларина), на которую пришло людей больше, чем мог вместить зал. Еще полгода назад о Пряжко в Беларуси знала только группа театралов. Но постоянное упоминание о нем в текстах и обсуждениях, дискуссии, последняя демонстрация, которая была зафиксирована и продвинута в интернете, – всё это в результате создало энергетическое поле вокруг Пряжко, и мне кажется, уже можно говорить о появлении нового культурного героя в Беларуси. Поэтому необходимо не только делать такие диски, но думать, как создать контекст вокруг каждого автора.

С.Ш.: Как раз сотрудничество с молодежным порталом, который имеет широкую аудиторию, действительно хороший инструмент для этого.

О.Ш.: Получается, что современные художники с медиа взаимодействуют, тем самым формируется новый язык, новое смысловое пространство для того, чтобы современное искусство понималось более широкой аудиторией. Когда мы что-то проговариваем, определяем, вводим новые слова, всё это помогает понимать современное искусство, да и самому этому искусству развиваться дальше. Но сводится ли всё к современному искусству или благодаря современному искусству удается выходить в новые сферы жизни?

Pages