Барбара Штайнер
170  
Лекция3 сентября 2012
Зачем нужно было затевать арт-проект о Европе?
В своей лекции Барбара Штайнер рассказала о том, каким образом кураторы и художники проекта "Europe (tothepowerof) n" проверяют на прочность общепринятые мнения, представления и суждения о Европе.

Страницы

Лена Пренц: Добрый день, меня зовут Лена Пренц, я являюсь куратором выставки «На Захадзе ад Усходу», которая открывается завтра. В подготовке мне помогают бывшие и настоящие студенты ЕГУ, так как одним из партнеров проекта является Центр изучения современного искусства при ЕГУ. Эта выставка рассказывает о нашей европейскости, о том, какие понятия мы соотносим с определением европейского - европейские стандарты, европейские ценности, европейское образование и т.д. - и как эти понятия воспринимаются с позиции художника чуть-чуть подальше от нас, на западе Европы. У этой выставки есть зонтик – большой европейский проект «Europe (to the power of) n», т.е. Европа разрастающая, Европа преумножающаяся, художественным руководителем которого является Барбара Штайнер. Сегодня она у нас в гостях.

01_1.jpg

Барбара Штайнер – теоретик искусства и куратор. Она окончила Венский университет по специальностям история искусства и политология, возглавляла различные центры современного искусства в Германии, последние 12 лет руководила Музеем современного искусства в Лейпциге, возможно, одного из самых интересных музеев современного искусства в Европе. У проекта «Europe (to the power of) n» был пролог. Это была серия выставок «Сценарии о Европе», которые проходили в Музее в Лейпциге. Об этом будет доклад Барбары. Переводчиком выступит куратор и арт-менеджер Ирина Герасимович. Также отмечу, что эта лекция была организована совместно с «Европейским кафе» и его открытыми лекциями о современном искусстве».

02_1.jpg

Барбара Штайнер: Здравствуйте, я рада, что имею сегодня возможность рассказать об этом проекте, который длится уже довольно долго и, по крайней мере, еще год будет продолжаться. Этот проект имеет сложную структуру. И выставка в кураторском исполнении Лены Пренц, которая откроется завтра, это одна из частей проекта, о котором я буду говорить.

Какое-то время назад я получила приглашение от Института имени Гете, это самая главная культурная организации в Германии, которая занимается распространением немецкой культуры и языка в других странах. Эта организация, не давая никаких изначальных данных, пригасила меня сделать выставку о Европе. Самая большая сложность, с которой я столкнулась, это, естественно, вопрос: что же представляет собой Европа сегодня? Где начинается Европа, где заканчивается, кто принадлежит к Европе, кто нет?

03_0.jpg

На этом снимке показано, как на протяжении столетий менялась граница Европы. Так, можно увидеть, что восточная ее граница постоянно передвигалась все дальше на восток. В 18 веке она лежит западнее, чем, например, граница сегодняшней Европы, которая проходит по Уралу. Некоторые географы выступают за то, чтобы эта граница была отодвинута еще дальше на восток. А есть те, кто считает, что ее нужно вернуть на запад. Сегодня существуют различные конфигурации, относящиеся к Европе, которые накладываются друг на друга, частично не совпадают. Я хотела бы представить несколько примеров того, что называется Европой в разных контекстах.

04_0.jpg

Первый из области футбола, это Союз европейских футбольных конфедераций, к которому принадлежат 49 государств, среди которых Россия, Казахстан, Азербайджан и Израиль. Другая карта отражает то, какие государства участвуют в конкурсе Евровидения. Сюда входят Турция, Россия, Азербайджан, Израиль и Марокко. Но не принадлежат кавказские республики.

05.jpg

Это карта Европейского союза, который насчитывает 27 государств. А эта представляет страны, которые входят в Европейскую конфедерацию профсоюзов. Последняя карта – стран, входящих в Совет Европы. Если эти карты наложить друг на друга, мы получим территорию с рваными краями без четких ровных контуров. Но Европа не только внешне имеет рваные контуры. Европа - это образование, которое внутри себя отличается плюрализмом, неоднородностью и имеет массу противоречий.

Историк Жан-Баптист Дюросель (Jean-Baptiste Duroselle) еще в 1965 году писал, что когда он слышит, как о Европе говорят как о месте, где господствует право, сам он в этот момент думает о произволе. Когда он слышит, как говорят, что здесь чувствует себя как дома человеческое достоинство, он вспоминает о расизме. Когда говорят о том, что это обитель разума, он вспоминает о романтических грезах. И, по его мнению, человеческое достоинство и разум - это то, что можно найти в разных странах мира. Это не исключительно европейская ценность. Бенгальский историк Дипеш Чакрабарти (Dipesh Chakrabarty) говорил, что расколотость Европы может рассматриваться позитивно, потому что благодаря ей возникли некие мыслительные категории и понятия, которые способствовали тому, что европейская гегемония была поставлена под вопрос и расшатана. Примеры, приводимые им, - это марксизм и либерализм, которые возникли в Европе, но были использованы в рамках антиколониальных движений по всему миру как способ освобождения стран от колониальных сил.

О взаимоотношениях Европы со другими странами мира я еще буду говорить. Сейчас я хотела бы отметить то, что меня интересовало в качестве исходного пункта. А именно: это в высшей степени неоднородное бытие Европы, в определенной степени шизофреническое бытие Европы, ее неровные края. Есть прекрасная книга, которая называется «Мыслить Европу». Мы ссылались на эту книгу в нашей публикации. Ее автор, философ Эдгар Морен (Edgar Morin) говорит о том, что в Европе нет ничего, по отношению к чему нельзя было бы найти противоположного явления, которое также будет истинно. Теперь конкретно о проекте, кто его участники, создатели, кто выступал в качестве кураторов.

Страницы