Тимм Байхельт
54  
Лекция7 сентября 2013
Германия и ЕС лицом к лицу со своими восточными соседями
Восточная политика ЕС зависит от многих факторов и, в том числе, от позиций отдельных стран ЕС. Германия сегодня является одним из крупнейших политических игроков в Европе и может влиять на отношения ЕС и Беларуси. Немецкий профессор Тимм Байхельт представит цели и инструменты восточной политики ЕС и отдельное внимание уделит анализу немецкой перспективы этой политики.

Страницы

Тимм Байхельт: Мы находимся не в университете, это публичная лекция, поэтому я не буду представлять слишком систематизированную информацию о восточной политике Европейского Союза и Германии. То, что вы пришли сюда в субботний вечер, когда на улице отличная погода, означает, что вы уже знаете кое-что о восточной политике ЕС. Поэтому важнее обсудить те элементы, которые кажутся наиболее проблематичными и для обычных людей, и для исследователей из Восточной и Западной Европы. Я просматривал недавние публикации политологов и экспертов по политике Европейского соседства и Восточного партнерства Европейского Союза. И я попытаюсь представить те ключевые «точки напряжения», существующие в рамках официальной политики Восточного партнерства, которая формировалась на протяжении многих лет, примерно с 2003 года. Эта политика имеет и позитивные, и негативные стороны.

Итак, пять основных «точек напряжения», которые больше всего обсуждаются в рамках политической науки:
1. Является ли политика ЕС в отношении Восточного партнерства гегемонной (ориентированной на доминирование) или эта политика ориентирована на понятие «партнерство»?
2. Подход Европейского Союза в значительной степени построен на определенных условиях (conditionality). ЕС предлагает определенные преимущества странам-партнерам, которые выполняют эти условия. Тогда же им и предоставляется определенная помощь. Таким образом, можно выделить второе «противоречие»: ограничена ли политика ЕС этими изначальными условиями или её могут формировать также и страны-партнеры?
3. Двусторонность vs. многосторонность. Взаимодействует ли ЕС с отдельными государствами-партнерами, например, с Беларусью, Украиной, или с группой государств-партнеров, что является многосторонним партнерством?
4. ЕС проводит по отношению к разным странам различную политику. Однако при этом есть общая программа, на основании которой выстраивается политика ЕС по отношению к Восточному партнерству. Таким образом, другая «точка напряжения»: является ли эта политика дифференцированной или гомогенной (единой для всех)?
5. Является ли подход ЕС к своим восточным партнерам функциональным, основанным на экономических преимуществах или преобладает геостратегический подход?
Я вернусь к этим пяти моментам чуть позже. А сейчас немного расскажу о некоторых базовых вещах касательно Восточного партнерства. Я подготовил несколько слайдов. На сегодняшний день существует политика Европейского соседства и Восточного партнерства. Это два основных крупных направления политики ЕС по отношению к восточным соседям.

timm1.jpg

Следующая колонка называется – «Расширение». Я включил эту колонку, потому что политика ЕС по Соседству и Восточному партнерству была в определенной мере сконструирована на основе опыта, который был получен вследствие расширения ЕС. Характеристики политики ЕС в рамках Восточного партнерства изменились под влиянием позитивного или негативного опыта расширения ЕС.
Причина, по которой я обращаю на это внимание, связана со спецификой внутренней структуры ЕС. После заключения Лиссабонского соглашения появились новые структуры и акторы, ответственные за принятие решений в области внешней политики ЕС, что соответственно обозначает и изменение этой политики.

timm2.jpg

Два небольших слайда о политике Европейского соседства и Восточного партнерства. В 2003 году появился первый документ о политике Европейского соседства. Его появление напрямую связано с первым восточным расширением Европейского Союза в 2004 году. Основная цель – сформулировать стратегию ЕС в отношении восточных и южных соседей, в отношении расширения, чтобы сделать четким различие между теми странами, которые могут присоединиться к ЕС, и теми, которые не могут.

Если говорить о странах Восточной Европы, то существовала установка на то, что у некоторых стран нет никаких шансов стать в будущем членами ЕС. Например, это Украина и Молдова. Романо Проди, председатель Европейской Комиссии, в то время очень четко определял сущность политики ЕС по отношению к восточным соседям: «Всё, кроме институтов ЕС!» Европейская интеграция в наибольшей мере связана с экономической сферой, восточным соседям также предлагалось участие в решении проблем миграции. Все преимущества этого рода предлагаются для стран Европейского соседства, кроме непосредственного участия в принятии политических решений, что означало отсутствие политических прав в рамках ЕС.
ЕС обещает безопасность, стабильность, благосостояние, и эта политика продвигается с целью избегания новых разделений и границ в Европе. Я думаю, что это может быть одним из пунктов для нашей дискуссии сегодня.
Таким образом, это была общая рамка, которая использовалась в отношении стран Южной и Восточной Европы.

timm3.jpg

Понятия цели политики ЕС, которые вы видите на слайде, я взял с официального сайта ЕС, и они представляют основные цели европейской политики: политический диалог, экономическая кооперация и развитие, рыночные реформы, трансграничная кооперация.

Принципы ЕС основываются на дифференцированной двусторонности, что означает существование дифференцированного подхода, который при этом направлен на взаимодействие с каждой отдельно взятой страной.

Главная идея политики Восточного партнерства основывается также на принципе «позитивных условий» – выполнение определенных условий предоставляет доступ к ряду преференций, например, доступ на внутренний рынок ЕС, облегчение визового режима и др. Эта политика «позитивна», потому что это значит, что есть некие преимущества, блага, которыми обмениваются страны в рамках ЕС.

Я указал на слайде веб-адрес ЕС, чтобы продемонстрировать вам, что веб-страница ЕС о Восточном партнерстве превосходна. Моим студентам я всегда говорю, что если они считают ЕС непрозрачной организацией, то это в большинстве своем ошибочно. На сайте представлено большое количество документов и планов, в том числе по Беларуси, которые легко там найти.

Страницы