Андерс Крейгер
с 2010 года куратор MuHKA в Антверпене, Бельгия, с 2012 года один из редакторов лондонского художественного журнала Afterall.
147  
ЛекцияМинск5 ноября 2014
Европейский музей современного искусства: образ, действие, общество
5 ноября 2014 года в Минске, в рамках проекта «Европейское кафе: открытое пространство Европы» состоялась лекция куратора MuHKA (Антверпен) Андерса Крейгера «Европейский музей современного искусства: образ, действие, общество»

Страницы

Алексей Браточкин: Сегодня, в рамках проекта «Европейское кафе» и совместно с проектом «На пути к современному музею», у нас важный гость - господин Андерс Крейгер. Если вы внимательно посмотрели его биографию в аннотации к лекции, то можно сказать, что активность господина Крейгера связана не только с областью современного искусства, но и в целом с тем, что называется обычно public activity. Речь идет о том, что он, например, являлся одним из основателей, директором информационного офиса «Союза северных стран» в Вильнюсе. Также он был директором Музея современного искусства в Хельсинки.

В данный момент он является одним из представителей и куратором Музея современного искусства в Антверпене «MUHKA». Вот аббревиатура названия этого музея представляет некоторые сложности, но думаю, что наш лектор сам все расскажет. И, кроме того, надо сказать, что в этом музее находится достаточно большое количество работ из стран бывшего СССР. Возможно, наш лектор еще и расскажет о том, что имеется ввиду под этим названием «постсоветское искусство», идет ли оно под общим именем специально или за этим названием скрывается целое разнообразие феноменов. Слово представляется господину Андерсу Крейгеру.

Андерс Крейгер: Спасибо за приглашение, спасибо проекту «Европейскому кафе». Я рад быть в Минске сегодня, вчера я был в Бресте, и завтра я буду в Витебске, так что я буду знакомиться с Беларусью. Я был в Беларуси раньше, но это было очень давно, в 1993 году, так что многое изменилось. Я постараюсь читать лекцию о нашем музее на русском языке. Наш музей – это музей современного искусства Антверпена. Аббревиатура нидерландская – это “M HKА” , «Museum van Hedendaagse Kunst Antwerpen». И вот эта как бы странная аббревиатура. Что делать с этой странной буквой «У», которую обозначают часто в виде пробела? Мы только пока решали этот вопрос с названием, и пока, может быть, еще не решили.

2014_anders_kreuger.ppt1__0.jpg

Но сейчас пока этот музей называется «M HKА», это пишется как «М», потом пустота, потом «Н», потом «КА». И это, на самом деле, тоже художественная работа художника Кристофа Терлиндена (Christophe Terlinden) и просто его проект такой, чтобы снять эту букву «У». Это на самом деле очень неудобно для всех: для нас, для посетителей, особенно неудобно бывает печатать и работать с печатью, потому что вот эта пустота, она создает очень много типографических проблем, но в этом идея художника, чтобы именно пустота была видна. Первая работа, которую видит посетитель, который придет к нашему музею — это наше здание. Оно разное, в середине и чуть повыше - там на самом деле старое здание. Мы находимся в южной части города Антверпена и город Антверпен важен как коммерческий центр, как центр торговли (очень давно). Он был самым (по-моему самым) богатым или одним из самых богатых городов мира уже в шестнадцатом веке. И он до сих пор богатый город, его порт пока еще, несмотря на конкуренцию, один из двадцати самых мощных портов в мире. Рядом с нами находится Королевский музей изобразительных искусств и другие удобные заведения, такие как Музей фотографии. Так что южная часть Антверпена – культурная часть города.

Фламандское правительство решило создать наш музей двадцать семь лет тому назад, в 1987 году. Раньше был такой международный центр культуры в Антверпене, и он существовал с 1973 до 1982 года. И он является как бы основой, архивом этой организации. Является и основой нашей коллекции, я буду об этом рассказывать. Я вообще буду рассказывать о коллекции, потому что очень часто, когда думают люди, о музее, они как раз думают о выставках. А выставки бывают самой яркой частью программы, и самой видной частью программы.

У нас, например, сейчас, есть большая выставка фламандского художника Panamarenko. «Panamarenko» – это не фламандская фамилия, как Вы понимаете, это псевдоним. Он выбрал этот псевдоним потому, что он слушал радио когда-то давно, в 1960-е, и был такой Пантелеймон Пономаренко, он был связан с Беларусью, являлся тогда послом Советского Союза в Нидерландах как раз. И дело в том, что Пономаренко очень интересуется «летающими машинами». Машины, которые он конструирует, которые он строит, и не совсем ясно, летают они или нет. Но он вот этот псевдоним выбрал не только благодаря Пономаренко, но и в ней скрывается тоже аббревиатура авиалиний «Panam» (по нидерландски «N» - это «и», слово «и», а «Со» = «и компания», потому что «панам» и «компания» = «Panam’n Co» - Пономаренко).

У нас сейчас его большая его выставка, очень популярная, очень много посетителей и в это же время открылась выставка русской художницы Ольги Чернышевой на втором этаже, так что программа такая сейчас. Но все-таки в музее не только выставки происходят, а идентичность музея, если так можно сказать, формируется с опорой на коллекцию. Если говорить о феномене «Европейского музея», то я думаю важно вспомнить о том, что основа музея как раз-таки в коллекции. Я как буду говорить о нашем музее как европейском музее. В Бельгии находятся центральные органы ЕС, в Брюсселе. Бельгия сама очень европейская страна, она имеет три официальных языка: нидерландский, французский и немецкий, и с этим связано немного сложностей. Дело в том, что до начала 1970-х Бельгия была централизованным государством, Королевством, и у Бельгии были колонии в Африке и так далее. Конго и другие колонии освободились, это было в 1960-ые годы, и сформировались сякие политические движения и одно из них – за децентрализацию. Децентрализация Бельгии, можно сказать, раскол Бельгии, стал оформляться в начале 1970-х и до сих пор идет. И оно, вот эта децентрализация, началось тогда в сфере культуры.

Фламандское сообщество, лингвистическое сообщество фламандцев образовалось как раз в начале 1970-ых на основе культурных институций. Одна из первых – Центр международной культуры «International Culture center». Да, и потом, когда был основан музей, он был основан как раз как музей фламандского сообщества современного искусства, фламандского правительства. Так что сейчас, когда Фландрия все активнее стремится к независимости, можно так сказать, что наш музей становится важным для правительства, потому что это одно из культурных учреждений, которые смогут быть основой нового государства, основой культурной политики нового государства. То, что мы делаем в музее, это важно не только для нас, не только для посетителей, но и для фламандского правительства.

Мы делаем разные вещи и у нас разные программы, но одна программа очень важная, и политически очень важная – это наше сотрудничество с другими музеями Европы. Мы создали конфедерацию европейских музеев современного искусства. Наш музей один из основателей этой конфедерации. Называется «Интернационал» - «L’internationale» по-французски. В нее входят в основном музеи среднего формата, как и мы. У нас работает около пятидесяти человек. Кто входит? Музей современного искусства в Барселоне, Moderna Galerija – Музей современного искусства в Любляне, в Словении, музей Vanape в городе Эндохен в Нидерландах, центр современного искусства «Salt” в Стамбуле и в Анкаре в Турции, но есть и один очень большой музей в нашей группе – это музей современного искусства Королевы Софии в Мадриде. Это значит, что наша конфедерация музеев является одной из основных членов, если можно так сказать по-русски, в европейском мире музеев. Это добровольная конфедерация самостоятельных независимых музеев, которые помогают друг другу. Мы сможем свободно пользоваться коллекциями других музеев, мы организуем вместе совместные выставки и мы получаем гранты, совместные гранты от Европейского союза. И эта модель, новаторская модель, сотрудничества между музеями, она важна, так как отличается от модели франчайзинга.

Страницы