Димитрий Миронов
158  
ЛекцияМинск11 июня 2014
Трансформации высшего образования: от советских стандартов к европейским (опыт Эстонии на примере программ Liberal Arts)
11 июня 2014 года в рамках проекта «Европейское кафе: открытое пространство Европы» состоялась открытая лекция Димитрия Миронова «Трансформации высшего образования: от советских стандартов к европейским (опыт Эстонии на примере программ Liberal Arts)»

Страницы

О лекторе: Димитрий Миронов – PhD по русской филологии, директор Екатерининского колледжа Таллинского университета, представитель проекта «Учись в Эстонии!» в России. Сфера интересов – интернационализация системы высшего образования, международные образовательные проекты, русский язык за рубежом.

Ольга Шпарага: Приветствую всех в нашем «Европейском кафе» – это спецпроект открытых лекций, который существует уже два года. Судя по анкетам, которые мы собираем после каждой лекции, проблема высшего образования в Европе и Беларуси интересует очень многих. Поэтому мы очень рады, что сегодня в гостях у нас Димитрий Миронов из Екатерининского колледжа Liberal Arts Таллинского университета. Мы как раз хотели бы обсудить проект образования в духе Liberal Arts – что это такое? Хотела бы сказать, что проекты колледжей Liberal Arts на постсоветском пространстве – это не такая уж частая вещь: есть Смольный институт в Санкт-Петербурге, такая модель образования применяется в Каунасском университете, и, конечно, Екатерининский колледж в Таллине.

Кроме образования в духе Liberal Arts мы хотели бы обсудить намного более общие темы: трансформации образования на постсоветском пространстве, трансформацию советских образцов, от которых мы в Беларуси страдаем (речь идет прежде всего о качестве образования). С другой стороны возникает вопрос с академическими свободами, и эту проблему молодежь сейчас стала обсуждать, к счастью. И третий вопрос, который тоже часто обсуждается, касается интернационализации высшего образования в Беларуси. Нам, конечно, очень интересно, как эти проблемы представлены публично, и как высшее образование меняется за пределами Беларуси, интересен тот позитивный опыт, который мог бы помочь и нам.

Димитрий Миронов: Большое спасибо, Ольга, за представление. Эстония страна маленькая, у нас живет миллион с небольшим граждан, поэтому у нас ситуацию, когда заняты почти все места, как в этом зале, и присутствуют, наверное, несколько десятков человек, можно назвать аншлагом. Спасибо вам большое за этот аншлаг, потому что собрать людей в такую замечательную погоду, наверное, в любой стране может быть сложно. Тема заявлена, она в данный момент представлена на слайде, и я прокомментирую две вещи. Во-первых, по поводу названия «колледж», даже не столько «Екатерининский» (хотя это отсылка к той части истории, которая у Эстонии и России общая, ко временам Петра Первого, колледж назван в честь Екатерины Первой). В эстонском контексте, колледж – это учреждение высшего образования. Мы работаем в рамках Таллинского университета и разница между институтами и факультетами, университетами и колледжами такова, что колледжи не занимаются научной деятельностью, и в них нет уровня докторантуры. В остальном мы полноправные члены системы высшего образования, это не среднее профессиональное, не среднее специальное, как иногда россияне воспринимают название «колледж», это именно высшее образование. О Таллинском университете я буду говорить более подробно во время презентации. Я назову лекцию все-таки презентацией, так она будет более удобной для собравшихся. Тот рекламный ролик, который мы видели, – это дело рук студентов Таллинского университета, куда входит Балтийская школа кинематографии и электронных СМИ. Все, что вы видели, было снято студентами о своем собственном университете. Во время съемок никто из студентов не пострадал. Считайте, что первое визуальное знакомство с нашим университетом состоялось.

Как сказала Ольга, вначале мы поговорим о более широком аспекте, о том, что высшее образование в Эстонии в данный момент из себя представляет. Университеты нашей страны – их насчитывается в общей сложности семь (сделайте скидку на наши размеры), это немного, но для нас достаточно. Учится в них около 70 тысяч студентов, распределено это количество по университетам неравномерно. Цифра семь на самом деле делится на шесть плюс один, где шесть – это общественно-правовые университеты. У нас так называются государственные вузы, и этим названием подчеркивается их автономность. Государство не имеет право вмешиваться в их дела, хотя существуют, естественно, законы о высшем образовании, закон об университетах, есть стандарт высшего образования, но так или иначе автономность в университетах достаточно высокая, поэтому они называются именно общественно-правовыми. И в Эстонии на данный момент действует один частный вуз. Вот откуда цифра семь.

На отдельном слайде я показываю 150 программ на английском языке и наличие более двух тысяч иностранцев, так как интернационализация для нас очень важна. Поэтому вот то количество, которое сейчас представлено на слайде, это то, чего мы достигли на данный момент. Оно, естественно, не конечное. Мы стараемся увеличивать количество программ на английском языке, более того, программа либерального образования, о котором сегодня тоже пойдет речь, это тоже отсылка к интернационализации, потому что работают эти программы как на эстонском и русском языках для местного рынка, так уже три года на английском языке. Приезжают к нам учиться из разных стран мира, как я уже сказал, более двух тысяч студентов из зарубежья.

Тартусский университет является самым старым, самым большим, наверное, на постсоветском пространстве, это самый известный вуз нашей страны. Время его основания – середина XVII века, на данный момент в нем обучается 17 тысяч студентов. Университет может похвастаться позициями в различных международных рейтингах. Когда к нам стучат, звонят, пишут абитуриенты из-за рубежа и спрашивают, а какие у ваших вузов рейтинги в международных таблицах, то, конечно, в первую очередь стоит говорить о Тартусском университете, потому что он есть в одном из самых известных рейтингов QS , входит в 1% самых «цитируемых» университетов мира в семи областях знания. Агентство «Интерфакс», которое в прошлом году обнародовало собственный рейтинг вузов в странах СНГ и Балтии, определило Тартусский университет на четвертое место, т.е он входит в первую десятку. Второй вуз нашей страны – Таллинский технический университет, 13 500 студентов и, конечно, замечательный кампус, чем они гордятся. Их кампус в прошлом году вошел в число лучших в мире. Две сотни кампусов вузов мира были оценены, и Таллинский технический университет получил достаточно высокую оценку, и входит в число первых ста.

Таллинский университет – это мой родной вуз. Я в нем учился, в нем работаю. Он находится по количеству студентов на третьем месте. На слайде эта информация не поместилась, но в кулуарах мы это уже обсуждали, например, проекты летних школ. Такие проекты, как летние школы, в Эстонии очень популярны (они самые демократичные, туда проще всего приехать, там нет ограничений по приему или зависимости от возраста, наличия или отсутствия статуса студента). Таллинский университет по праву гордится своей летней школой, потому как открыли они её с десяток лет назад, она самая большая и самая известная в Прибалтике.

Дальше идут специализированные вузы. Это академии с разной специализацией или «Эстонская школа бизнеса», тот единственный частный вуз, о котором я уже говорил, где развиваются не универсальные, то есть все возможные направления, а конкретные сферы знаний.

Теперь поговорим о трансформациях системы образования. Раз уж была заявлена такая тема, то давайте мы с вами будем постепенно подходить к ней. Но прежде схема самой системы образования: есть высшее образование, высшая ступень, предваряет ее средняя ступень, и те реформы, которые проходят на уровне среднего образования, так или иначе влияют на абитуриентов, на то, кто к нам в конечном итоге приходит учиться.

На следующий слайд я вывел три самые известные реформы среднего образования, которые в конечном итоге затронули и вузы. В первую очередь Эстония еще в 1990-е годы перешла на 12-летнюю систему обучения в средней школе. На один год ребята задерживаются дольше, чем это было на момент развала Советского Союза, проводят там 12 лет и уже после этого поступают в университет. Вторая реформа, которая прошла уже достаточно давно, – это реформа 1997 года, введение системы государственных экзаменов. Экзаменов, которые в конечном итоге были введены и в России, как, наверное, и в Беларуси, те государственные экзамены, которые сдают выпускники школ. Эстония на эту систему перешла довольно быстро, хотя сейчас, опять забегая вперед, могу сказать, что вузы не совсем ею довольны. В этом году в Таллинском университете было принято решение вернуться к системе вступительных экзаменов. Почему? Об этом я скажу несколько позже.

Страницы