Самуэль Абрахам
с 2006 года ректор Колледжа либеральных искусств «Bratislava International School of Liberal Arts» (BISLA), доцент BISLA, директор Братиславского института гуманизма (Bratislava Institute of Humanism), основатель и редактор журнала «Критика и контекст».
137  
ЛекцияМинск12 сентября 2014
Кризис образования – это нормально
12 сентября 2014 года в рамках проектов «Европейское кафе: открытое пространство Европы» и «Европейский межкультурный фестиваль» состоялась лекция Самуэля Абрахама «Кризис образования - это нормально»

Страницы

Егор Мороз: Наш гость сегодня - Самуэль Абрахам из Словакии. Самуэль родился и жил еще в Чехословакии, в молодом возрасте иммигрировал в Канаду, где изучал политологию и защитил докторскую по политической теории и сравнительной политологии. Получив образование и степень, он вернулся на родину после демократических преобразований в конце 1980-х- начале 1990-ых гг. Он помогал реформировать систему образования, помогал в создании факультета политологии в университете Каменского в Братиславе. С 2006 года появилась Братиславская международная школа Либерал Артс («Bratislava International School of Liberal Arts»), ректором которой и является Самуэль. Кроме того, он еще и директор братиславского Института гуманизма, издатель журнала «Критика и контекст». Последняя книга, которую написал Самуэль — «Кризис европейской идентичности в зеркале Центральной Европы и Словакии».

Тема нашей сегодняшней лекции — кризис в образовании как проблема. Мы будем обсуждать Болонский процесс и те трудности, с которыми сталкивается организация Болонского процесса в странах Европы, возможно потом мы сможем также обсудить какие-то беларусские аспекты, связанные с реформой образования.

Самуэль Абрахам: К сожалению, я не могу говорить по-русски, несмотря на то, что достаточно долго я учил этот язык, правда, нехотя, так как страна находилась в оккупации советскими войсками в 1970-ых, однако потом, уже в Канаде, я также учил русский в рамках летнего курса. Я понял абсолютно все, о чем говорил Егор, но это будет просто катастрофа, если я начну говорить сам на русском.

Я считаю, что кризис в образовании — это здоровый признак. Конечно, утверждать это было бы достаточно провокационно, но можно сказать, что с образованием всегда есть определенные сложности. Например, со сменой министра образования приходят новые сложности, кроме того, образование — это очень специфическая сфера, которая всегда нуждается в дополнительных инвестициях. Разумеется, в образовании всегда остается место для изменений и улучшений, однако эти перемены ни в коем случае не должны быть бюрократическими и формальными. Эти реформы должны привносить что-то новое и быть системными.

Как правило, в образовании всегда наблюдается недостаток финансирования, кроме того, образование — это всегда крайне дорого. И оно дорого не для студентов, потому что зачастую в Европе образование бесплатно для студентов, но оно дорого для государства, которое его финансирует. Кроме того, еще одной проблемой, с которой сталкивается образование, является конкуренция в Европе среди образовательных учреждений.

Эти проблемы существуют, однако они не локальны, это свойственно для всей Европы, а не только для Словакии или Беларуси. Можно выделить следующие проблемные вопросы: чему обучаются студенты? Чему они должны обучаться? И какие методы должны использоваться в обучении?

В процессе получения высшего образования очень важным становится не только приобретение умений и навыков и новых знаний, но и развитие критического мышления, так как в сегодняшнем мире, полном противоречий, просто знаний оказывается недостаточно. То, что становится действительно важным, это умение рассуждать и принимать правильные решения. Есть настолько много конфликтующих мнений, как и тех вопросов, на которых не может быть дан единый ответ, и даже наоборот - это множество ответов на один и тот же вопрос. И ни один из ответов может не быть исчерпывающим на сто процентов. И именно по этой причине важно обладать критическим мышлением.

Критическое мышление очень важно ввиду того, что из того множества вещей, которые мы узнаем сейчас, читаем или привыкли воспринимать как должное, многое, возможно через пять лет будет считаться уже устаревшей информацией. А через двадцать лет появится множество профессий, которые сейчас даже не существуют, и которые будет требовать новых знаний, умений и навыков. И для того, чтобы суметь приобрести эти навыки, и быть готовым к этим грядущим изменениям нужно обладать гибкостью и критическим мышлением в большей степени, нежели заучивать знания, которые могут быть использованы только сегодня.

Сформировалось два пути в ответ на кризис образования в конце ХХ века. Один из них — ответ стран Евросоюза в виде Болонского процесса (на этом я остановлюсь позднее, говоря о нем и его критике). Также рассмотрю еще один вариант ответа на кризис — систему Liberal Arts.

Что касается недостатков системы образования ЕС, то, с одной стороны, образование становится слишком дорогим с точки зрения государства, занимает слишком много времени, а также оно оказывается абсолютно неконкурентоспособным. Еще одни аспект связан с тем, что ЕС — это объединение разных государств, соответственно образовательная система ЕС также является объединением образовательных систем, многие из которых абсолютно не сочетаются между собой. Я остановлюсь на трех основных вещах, которые привнесла собой Болонская система образования, договор о которой был подписан в 1998 году. Прежде всего, это система обмена студентами, когда миллионы студентов имеют возможность перемещаться по Европе, кроме того, это кредитная система оценок, обеспечивающая эту образовательную мобильность единой системой оценки и признания полученных знаний. А также это система разделения образования на бакалавриат, магистратуру и докторантуру, в отличие от прежней системы единого 5-летнего образования с выпускаемой степенью магистра.

Естественно, что Болонский процесс всегда вызывал критику, в особенности со стороны чиновников из Министерства образования, а также ректоров университетов, которые отмечали, что эта система чересчур бюрократизирована, и что в ней нет того, что служило бы стимулом к дальнейшему развитию. Кроме того, степень бакалавра не рассматривается как нечто конечное, т. е. очень сложно устроиться на хорошую работу, имея только степень бакалавра, и работодатель всегда ожидает, что это будет как минимум степень магистра. А также в рамках Болонского процесса не было озвучено самого главного, а именно, чему необходимо учить студентов.

Само разделение на степень бакалавра и магистра в системе образования было очень искусственным, словно просто обрезанным: отдельный вид бакалавра, далее следующий магистр и все. И это не могло не отразиться на качестве, в виду того, что бюрократы не могли этого сделать более логично и т. д. Как и то, что самому качеству образования было уделено слишком мало внимания, т. к. предполагалось, что если будут внедрены такие возможности как студенческий обмен, новая кредитная система оценки знаний, как и наличие разделения на степени бакалавра, магистра и Phd, то качество образования повысится само собой, чего, конечно, не произошло.

И сейчас то, во что мы действительно верим, и что могло бы сделать бакалаврское образование действительно стоящим — это модель Liberal Arts, потому как Liberal Arts изменяют саму форму и содержание бакалаврской степени. Именно поэтому ECLAB, создаваемый сейчас в Минске — это чрезвычайно важно. И несмотря на то, что студенты колледжа Liberal Arts в Беларуси не будут получать диплом за это образование, но это будет качественно другое знание, чем то, которое они получали в своих университетах до этого.

Я понимаю, что очень сложно дословно перевести концепт Liberal Arts на словацкий, немецкий, беларусский или русские языки, потому как это в гораздо большей степени связано с либеральной идеологией, и более того, образовательная модель, концепт, который восходит к XI веку с Artes Liberales (свободных искусств). В те времена этой системой пользовались первые университеты мира, например, в Париже, Болонье или Саламанке. На то время под Artes Liberales понимались все дисциплины, за исключением теологии. Хотя конечно, это не есть тот способ, которым мы учим Liberal Arts сейчас. Для нас по-настоящему важен процесс, сам метод образования, в гораздо большей степени, нежели содержание. И это очень большая разница по сравнению с бакалаврской степенью, которая преподается во всех странах Европы.

Содержание и предмет не так важны, в отличие от традиционного университета, где почти моментально вы получаете свою специализацию, и можно сказать, что эта специализация начинается еще в старшей школе. Здесь же, в Liberal Arts, особенно важным становится междисциплинарность и отсутствие специализации до тех пор, пока вы находитесь в поиске того, кто вы и кем вы хотите стать. И если же такой метод образования эффективен, то и содержание этого образования не заставит себя ждать. Мы шутим о том, что для дискуссии и анализа может быть использован любой источник, вплоть до телефонной книги. Т. е. модель Liberal Arts предполагает методы, с помощью которых может быть освоена любая дисциплина.

Страницы