Дорина Балтаг
аспирант факультета политических наук, истории и международных отношений Университета Лоуборо (Лондон, Британия). Исследует современную европейскую дипломатию в странах Восточной Европы, в частности, – в отношении Украины, Молдовы и Беларуси.
122 1
ЛекцияМинск10 сентября 2014
Путь Молдовы в общеевропейское пространство высшего образования
10 сентября 2014 года в рамках проектов «Европейское кафе: открытое пространство Европы» и «Европейский межкультурный фестиваль» состоялась лекция Дорины Балтаг «Путь Молдовы в общеевропейское пространство высшего образования»

Страницы

Информация о лекторе:

Дорина Балтаг - аспирант факультета политических наук, истории и международных отношений Университета Лоуборо (Лондон, Британия). Исследует современную европейскую дипломатию в странах Восточной Европы, в частности, - в отношении Украины, Молдовы и Беларуси. Стипендиат программы стажировок Мари Кюри (2012 г.), соавтор научного доклада «Европейская политика соседства как инструмент построения безопасного сообщества? Пример Молдовы» (Норвежский институт международных отношений, 2014 г.), автор доклада «Европейская внешняя политика: успешное содействие власти в Молдове и Украине?». В настоящее время работает в Лондоне.

Вадим Можейко: Добрый вечер, меня зовут Вадим Можейко, я эксперт Либерального Клуба, одного из партнеров «Европейского межкультурного фестиваля». Наше мероприятие организовано в рамках проекта «Европейское кафе: открытое пространство Европы» совместно с «Европейским межкультурным фестивалем». Сегодня у нас выступает Дорина Балтаг, тема ее публичной лекции- “Путь Молдовы в общеевропейское пространство высшего образования”.

На мой взгляд, эта тема очень актуальна для Беларуси, потому что нам еще предстоят подобные трансформации при вхождении нашего высшего образования в европейский контекст. И в таких случаях очень полезным является понимание того, что нас ждет и насколько привлекательными являются те европейские идеи, о которых мы будем говорить. Мы узнаем, что происходит с высшим образованием пост-социалистической страны, когда она оказывается в европейском контексте, какие возникают трудности и проблемы. Дорина является аспиранткой факультета политических наук, истории и международных отношений университета Лоуборо в Лондоне, занимается проблемами современной европейской дипломатии в странах Восточной Европы.

Дорина Балтаг: Спасибо. Очень рада вас приветствовать и благодарю за приглашение участвовать в «Европейском межкультурном фестивале», для меня это большая честь. А также спасибо партнерам: «Европейскому Кафе», пространству «Балки» и Либеральному Клубу. В самом начале я бы хотела сказать, что русский не является мои родным языком и я заранее хотела бы принести извинения за ошибки и за то, что я буду пользоваться своими записями. В анонсе нашей сегодняшней встречи говорится о том, что это лекция, но мне бы хотелось, чтобы это все происходило в формате не лекции, а дискуссии.

Перед началом я хотела бы показать карту Болонского процесса. Как вы видите, его участниками стали достаточно много стран, на сегодняшний день в Болонском процессе 47 стран-участниц. Вы можете видеть и свою страну, где написано “It’s still set to line up”, что означает “они еще ждут”. До 2015 года Беларуси есть над чем поработать или что изменить.

Я просмотрела сведения об истории Болонского процесса - как вы видите с 1998 года уже прошел ряд конференций, и первая даже не происходила в Болонье. На самом деле идея родилась при встрече 15 министров в Сорбонне, где обсуждались идеи в области образовании. Можно видеть годы, когда происходило присоединение других стран постсоветского пространства. Молдова, например, вошла в состав только в мае 2005 года. После этого в 2007 года были еще присоединения. Продолжаются и конференции, на которых ведутся дискуссии о нынешних проблемах и препятствиях, всего этого процесса, а также путях их преодоления. У меня вопрос к залу - «давайте подумаем о цели проведения всех этих конференций и встреч?».

Ответ из зала: Хотят привести к общему знаменателю систему образования.

Дорина Балтаг: На самом деле это один из принципов, на основе которого и создан Болонский процесс, общей целью было создание к 2010 году единого европейского пространства высшего образования. А также были свои приоритеты в социальной и экономической сферах, было намерение повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, что создало бы потенциал для обеспечения лучших рабочих мест и большую социальную сплоченность. Мы сразу же перейдем к принципам, и один из них, как уже сказали, это международная мобильность. Но при этом всего принципов пять. Это: 1) автономия университетов; 2) высшее образование - это общественная ответственность; 3) социальное измерение Болонского процесса; 4) участие студентов в управлении высшим образованием; 5) международная мобильность студентов и преподавателей. Сегодня я бы хотела обсудить с вами более детально последние два пункта, два принципа, т.к в моем личном опыте студенческой жизни эти два принципа были наиболее главными.

Ольга Шпарага: Дорина, а что значит социальное измерение?

Дорина Балтаг: В Болонском процессе есть такое понятие как social responsibility, т.е социальная ответственность. Это означает, что образование не существует само по себе, а есть взаимосвязь с другими общественными деятельностями, такими как культура, экономика, внешняя политика. Это наиболее обширный принцип Болонского процесса.

Перед тем, как перейти к моей истории, я бы хотела озвучить то, о чем говорили министры по поводу четвертого и пятого пунктов. Например, о международной мобильности в Болонской декларации говорилось, что содействие мобильности будет создаваться путем преодоления препятствий на пути свободного передвижения. Студенты и преподаватели могли бы иметь возможность воспользоваться богатством европейского пространства высшего образования, разнообразием культуры и языков, разнообразием университетских систем. Что касается участия студентов в управлении высшим образованием, министры подтвердили, что студенты должны принимать активное участие и внести свой вклад как в академическую жизнь, так и в определение содержания образования. На мой взгляд, это очень интересный момент, который очень тяжело внедрять именно в странах постсоветского пространства. Также они отмечают, что это должно быть конструктивное участие студентов Болонского процесса, и подчеркивают необходимость их постоянного включения еще на ранней стадии в новые виды деятельности. Они также призвали ВУЗы и студенческие организации искать пути вовлечения студентов в руководство высшим образованием.

Перед тем, как я расскажу о том, какие изменения происходят в Молдове на сегодняшний день, я бы хотела остановится на том, как изменилась моя личная история, когда я начала учиться в университете. В 2001 году я окончила лицей и поступила на специальность «международные отношения и иностранные языки». Обучение в Молдове длилось 4 года. На тот момент Молдова не была частью Болонского процесса. Два года спустя, в 2003 году, я приняла участие в конкурсе для того, чтобы поехать учиться в США. Существуют такие программы по образовательным обменам в рамках своей специальности. После того, как я прошла конкурс, я подошла к администрации факультета для того, чтобы одобрить эту программу. Мне сказали, чтобы я ехала и не создавала себе забот, а по возвращению можно будет решить, каким образом производить зачет и трансфер пройденного там обучения. Однако обещание оказалось мифом, этого не произошло, и когда я приехала обратно в 2004 году, мне пришлось повторять учебный год. Я разозлилась, и было много дискуссий и обсуждений, которые так ни к чему не привели, потому как “ты студент, а значит, грубо говоря, никто, а я ректор, я знаю лучше тебя”.

Возникла такая интересная ситуация. В то время, когда я еще была в Америке, нам презентировали программу одного из польских университетов, и тогда в шутку я подала документы, поскольку меня интересовала возможность делать исследования по «European Studies». И что мне было важно (поскольку я хотела поскорее окончить и получить диплом), администрация польского университета перевела все мои года обучения как в Молдове, так и в Америке, где я проходила четвертый год обучения своего бакалавриата и делала исследование по «European Studies».

Вернулась я в Молдову в 2005 году, когда Молдова стала членом Болонского процесса. Я отсутствовала два года, но мне все-таки очень хотелось получить молдавский диплом, но мы больше не могли дискутировать. Мне сказали, что уже два года тебя не было, и трансфер, который ты хочешь, ты получить не можешь, ничего не будем делать. Иди учись. Самое интересное было то, что мои некоторые преподаватели мне сказали, что согласно Болонскому процессу должен быть трансфер, и свой диплом, который я изначально защищала в Польше, я также могу защитить и в Молдове. С администрацией было трудно бороться, и я проучилась еще два года. Но я пошла работать, ходила только сдавать экзамены и потом еще раз защитила диплом. Диплом, который я получила, был уже нового образца, не такой, каким он был у моих коллег, с которыми я начинала учиться в Молдове. Это был диплом, который совпадал с болонскими принципами и изменениями, которые произошли в системе образования Молдовы. Каким же образом изменились эти обстоятельства?

Я буду рассказывать об изменениях в связи с этими основными положениями, которые есть в Болонской декларации. Согласно этим положениям, во всех 47 странах-участницах Болонского процесса должны произойти реформы. Это создание общей структуры образования на основе трех циклов академического обучения, но есть большое различие между странами. На самом деле, это процесс из двух циклов (бакалавриат и магистратура -прим. ред.), но некоторые страны видят докторантуру как отдельную степень. Также речь идет о внедрении системы переводных кредитов ECTS (European Credit Transfer System), принятии системы сопоставимых степеней и внедрение соответсвующего приложения к диплому. Еще это содействие в мобильности студентов и преподавательского состава, и обеспечение качества высшего образования.

Как это выглядит на примере Молдовы? Существуют первые три степени: нулевая - это когда мы идем в детский садик, первая степень - это школа, потом гимназия и потом мы заканчиваем лицей. После окончания третьей степени абитуриент уже может пройти на рынок труда либо продолжить учебу.

Страницы