Агата Петжик-Славиньска
188  
ЛекцияГродно14 октября 2014
Интерактивный музей сегодня: европейский опыт
14 октября 2014 года в Гродно, в рамках проекта «Европейское кафе: открытое пространство Европы» и в сотрудничестве с Мемориальным музеем-мастерской З. И. Азгура, состоялась лекция Агаты Петжик-Славиньской «Интерактивный музей сегодня: европейский опыт»

Страницы

О лекторе: Агата Петжик-Славиньска (Agata Pietrzyk-Sławińska) окончила Институт польской культуры Варшавского университета по специальности культурные исследования и анимация культуры. Член Общества «Кафедра Культуры» и специалистка в области образовательных программ, координатор программы «Волонтариат с культурой!» Образовательного центра музея «Королевские Лазенки» в Варшаве. Сотрудничает с Театральным институтом имени З. Рашевского, центрами культуры, музеями и неправительственными учреждениями.

Добрый день! Меня зовут Агата Петжик-Славиньска, я работаю в Центре музейного образования в музее «Королевские Лазенки» (Muzeum Łazienki Królewskie). Мы работаем командой из восьми человек и пытаемся рассказывать о Лазенках в Лазенках. Мы ищем различные пути для такого образования. Что важно, мы не совсем экскурсоводы. Мы не занимаемся проведением обычных экскурсий, а организуем проекты, мастер-классы, ищем новые методы.

В самом начале я хотела бы объяснить картину, которую вы видите на экране.

1_61.jpg

В период, когда я начала работать в Лазенках, важной темой была коллекция короля Станислава Августа и картины Баччарелли, его придворного художника. Нам была интересна тема копирования. Когда художники только начинали учиться, они копировали картины других художников. Я задумалась над этим: каким образом эту тему можно соотнести с современностью? Для меня всегда важно, чтобы экспозиция была актуальной. Поэтому однажды я вышла в сад и вывесила на стене одно из наиболее часто копируемых изображений Станислава Августа. Я начала приглашать людей, чтобы они попытались скопировать это изображение. Я предлагала прохожим фотоаппарат, при помощи которого они могли сделать такую фотографию картины, какую им захочется. И эта инсталляция стала разрастаться. Все делали разные фотографии. Это было исходное изображение, и кто-то копировал его дословно. Потом кто-то скопировал только деталь – руку, голову; потом кто-то скопировал целое; потом кто-то добавил какую-то свою деталь, например, часы, и так далее. В итоге инсталляция получилось довольно большой.

Это помогло мне понять одну простую вещь – что каждый смотрит на одну и ту же картину по-разному. Я дала людям возможность показать, как они её видят. В общем-то, я больше ничего не делала – только рассказывала об этой картине, о Лазенках, если кто-то интересовался. Я просто создала музейную ситуацию. Именно так я определяю свою работу в Лазенках.

Лазенки – очень большой музей, в котором много контекстов, вещей, о которых можно рассказать. В нашей работе мы стараемся объединять ценности, о которых я расскажу. Для нас очень важными являются королевские коллекции и источник – то есть контакт с оригинальным экспонатом. Король коллекционировал предметы искусства, и эта коллекция служит нам одной из главных тем для выставок и образовательных мероприятий. Но важна также аутентичность пространства, в котором мы работаем. Часть Лазенок была уничтожена во время войны, но очень многое сохранилось, и это огромное счастье.

10_28.jpg

В центре вы видите старое изображение ложи в театре Станислава Августа. Это рисунки художника, который видел, как выглядели зрители того времени, и запечатлел их образы, сохранившиеся до наших дней. Мы стараемся показывать исключительность этих мест и нашей коллекции.

Кроме теоретического знания, музей несет множество ценностей – таких, как открытость людям. Для нас это очень важно, потому что без людей наша работа не имела бы смысла. Важность имеет и пространство, в котором мы работаем. Лазенки – это, к тому же, прекраснейший сад. И это имеет значение как для туристов, которые нас посещают, так и для варшавян. Поэтому мы должны думать об этом пространстве в целом, а не только об отдельных объектах или экспонатах. Именно так об это пространстве думал Станислав Август. Таким образом, для нас важен как человек, так и пространство и холистическое мышление.

Мы стараемся, чтобы наши занятия и мастер-классы были чем-то новым для посетителей. Есть группы, которые приходят к нам по нескольку раз, и мы хотим, чтобы посещение музея было необычным опытом, чтобы гость выходил из музея с чувством того, что это время способствовало его личному развитию.

Важным является пространство для встречи. Музей – это пространство встречи человека с человеком, человека с экспонатом, человека с историей – это разные встречи в зависимости от ситуации.

Я хотела бы рассказать о проекте «Метаморфозы: Перформанс». Вы видите графический рисунок из коллекции Станислава Августа.

2_69.jpg

Часть этих графических рисунков сохранилась у нас в Белом домике, на эту тему была организована выставка. Мы собрали графические рисунки из этой коллекции и представили их во дворце на острове. На этом рисунке изображены «Метаморфозы» Овидия. Мы решили, что это чудесный, богатый текст, располагающий к театральным представлениям. Мы пригласили людей, интересующихся театром, к участию в бесплатном проекте. С самого начала эти люди знали, что результатом должен стать спектакль, который будет показан широкой публике, посещающей Лазенки. Отозвались около двадцати человек, с которыми мы работали больше месяца над созданием спектакля, основанного на графике и на самом тексте Овидия. Вы видите фильм, который демонстрирует результаты нашей работы. Я и мои коллеги, которые занимаются театром, проводили мастер-классы. Участниками были любители, более или менее связанные с театром: некоторые уже занимались театральным мастерством, другие только начинали.

13_22.jpg

С одной стороны, мы основывались на классическом тексте, с другой – участники обогащали эту ситуацию своими этюдами и идеями о перформансе. Возраст участников был разным – там были школьники и женщина пенсионного возраста. В проекте приняли участие люди разных поколений. Это не стало преградой, мы чудесно сработались. Мы решили выйти за границы Лазенок. Мы пригласили всех зрителей – более ста человек – чтобы они пошли с нами в сад, а потоми вышли из него. Мы давали им инструкции, и в зрителях происходили различные метаморфозы и перемены. Приехала полиция, но ничего не произошло. Нам удалось создать энергию действия и сконструировать ситуацию, которая была интригующей как для зрителей, так и для участников проекта.

В этом проекте мы сотрудничали с театральным коллективом «Перфомерия Варшавы» - группой молодых людей, занимающихся театром. Мы часто ищем партнеров, которые привносят свежую энергию в наш коллектив. Иногда они работают с нами бесплатно, иногда мы им платим, бывает по-разному. Нам важно при создании разных проектов устанавливать партнерские отношения. Я также занимаюсь координацией волонтариата. У нас в Лазенках есть программа для волонтеров – человек любого возраста может предложить свою кандидатуру, чтобы поддержать деятельность нашего центра. Что это значит? Это значит, что, с одной стороны, можно помогать с организацией мастер-классов или больших мероприятий, таких как фестивали, однако мы также предоставляем свободу для более важных проектов. Был такой проект «Четверговые картины» - название обыгрывает традицию четверговых обедов, которые проходили в Лазенках. Мы размещали объявление в Интернете и желающие могли в выбранный четверг рассказать об одной картине из королевской коллекции. То есть мы сохраняем связь с коллекцией, но ищем новый способ рассказать о ней. Вы видите фотографии волонтеров, которые принимали участие в этом проекте.

3_74.jpg

По четвергам они рассказывали о картине – вместе со мной и моими коллегами они готовили выступление, включавшее анимационные действия. На эти выступления приходила небольшая, но очень симпатичная группа людей, которые позже обменивались информацией, и вокруг коллекции образовалось небольшое сообщество. Конечно, все эти занятия были бесплатными – волонтеры работали без оплаты и вход был свободным. Существуют проекты, из которых мы не извлекаем никакой финансовой выгоды. Это просто обмен знаниями и позитивной энергией. Все волонтеры очень разные. Это люди разных возрастов: Наталия только начала учебу в ВУЗе, Каролина уже закончила, а Агнешка работает психологом, и она просто искала пространство, которое позволило бы ей развиваться и узнавать что-то новое в дружественной атмосфере. А мы пытались такое пространство создать.

Страницы